Дидактические
игры на тему: «Геометрические фигуры».
1. Игра
«Назови одним словом».
Цель: развитие умения называть геометрические
фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные
треугольники и т.д.).
Содержание игры: перед ребенком выкладываются 4
карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен
назвать фигуры одним словом.
2.
Игра «. Подбери по величине».
Цель: развитие умения классифицировать геометрические
фигуры по одному признаку (размер).
Материал: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.)
2-х размеров - большие и маленькие.
Содержание игры: педагог кладет на стол 2 круга.
Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга -
маленькие.
3. Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома
дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов,
упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных
геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую
хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в
мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует
несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется
медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
4. Игра «Найди такой же» перед детьми лежат
карточки, на которых изображены 3-4 различные геометрические фигуры.
Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет фигуры на
карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.
5. Игра «Кто больше увидит?». На доске в
произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники
рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры.
Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе.
Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого
ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится
ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур
7. Игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить
представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной
формы. Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство.
В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или
ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной,
четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т.д. За каждый
правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами
предусматривается, что нельзя называть 2 раза один и тот же предмет. Игра
проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется
победитель, набравший наибольшее количество очков.
8. Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для
закрепления у детей знания о геометрических фигурах, формирует умение
преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать
способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.
Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в
соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной
трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа
по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по
условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье), работа по собственному
замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы
геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах
выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий
в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя
свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В
заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в
решении конструктивного замысла.
9. Игра «Найди свой домик». Дети получают по
одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего
все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно
переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих
предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце - обруч - круг, крышка стола, стена,
пол, потолок, окно-прямоугольник, платок - квадрат; косынка-треугольник; стакан
- цилиндр; яйцо, кабачок - овал.
10.
Игра «Назови геометрическую фигуру».
Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и
правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал).
Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На
каждой таблице контурные изображения 2-3 фигур в разных положениях и сочетаниях.
Ход
игры.
Игра проводится с
одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает
внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры
фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.
11.
Игра «Найди предмет такой же формы».
У взрослого
имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник и т.д. Он показывает ребёнку одну из фигур,
например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
12.
Игра «Что подходит?».
Цель: развитие умения сравнивать геометрические
фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые
фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.
Материал: 4 четырехугольника, 3 треугольника, цифры
«3», «4».
Содержание
игры: детям даны 2 четырехугольника и 2 треугольника, они делят фигуры на
основании формы. Затем педагог показывает детям 1 треугольник и 2
четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к
какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (3 треугольника, у
каждого по 3 угла; 4 четырехугольника, у каждого по 4 угла).
13. Игра «Угадай, что спрятали».
На столе перед
ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их
рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну
карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что
спрятано.
Комментариев нет:
Отправить комментарий