вторник, 15 мая 2018 г.


Выступление воспитателя подготовительной группы Быковой Евгении Николаевны на педсовете №2.
Тема: «Чтение художественной литературы для коммуникативного развития социализации детей совместной деятельности взрослых и детей».
«Чтение художественной литературы» в названии данной области Программы достаточно точно отражена основная концепция, а именно - не ознакомлять детей с художественной литературой, не заниматься литературным образованием детей, а ежедневно читать, потому что «чтение - лучшее учение».
Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Через решение основных задач педагогической работы:
• ФЦКМ, в том числе первичных ценностных представлений.
• Развитие литературной речи, а именно знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы.
• Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы эстетического вкуса и формирование интереса и любви к художественной литературе.
Прежде, чем говорить об интеграции, хотелось бы напомнить вам, что же включает в себя образовательная область «Чтение художественной литературы» или какого ее содержание, а именно:
1. Чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе.
2. Многократное чтение, рассказывание в разных условиях.
3. Свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор.
4. «Оживление» иллюстрации, проигрывание сцены.
5. Озвучивание, иллюстрирование и т. д.
6. Совместное обсуждение услышанного, прочитанного, диалог с детьми.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» интегрируется со всеми образовательными областями программы.
Наиболее актуальны взаимосвязи:
1. По задачам и содержанию педагогической работы с образовательными разделами: «Коммуникация», «Познание» и «Социализация».
- «Коммуникация» (обогащение содержания общения обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря).
- «Познание» (формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности).
- «Социализация» (личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально- этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме).
2. По средствам организации и оптимизации образовательного процесса с образовательными разделами: «Музыка» и «Художественное творчеств».
- «Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений).
- «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений).
Отнесение чтения художественной литературы в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Интеграции между познавательно-речевым направлением и художественно-эстетическим направлением, где художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области - воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т. ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Вот она интеграция не только самой области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями. Но интеграция происходит между направлениями познавательно-речевым, социально-личностным и художественно-эстетическим.
Дети старшего дошкольного возраста воспринимают литературные произведения, а именно как:
- проявляют интерес не только к поступкам героев, но и мотивам поступков, переживаниям;
- проявляется у детей способность иногда улавливать подтекст;
- осознаются некоторые особенности формы произведения.
Чтение - условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности.
Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются:
1) формирование круга детского чтения;
2) организация процесса чтения.
ФГОС требует от педагогов решение образовательных задач в процессе: совместной деятельности ребенка со взрослыми (в ходе режимных моментов, в непосредственно организованной образовательной деятельности, а так же в процессе организации детской деятельности т. е в самостоятельной деятельности детей.
Итак, совместная деятельность взрослого и детей:
1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
- Коммуникативная деятельность (разговор с детьми, сочинение загадок);
- Игровая деятельность (театрализованные, сюжетно-ролевые и режиссерские игры;
- Проблемные ситуации;
- Продуктивная деятельность;
- Музыкально-художественная деятельность (различные виды театров).
2. НООД
- Игровая;
- Коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, обсуждения);
- Чтение;
- Музыкально-художественная деятельность (инсценирование);
- Познавательная деятельность (викторины и т. д).

Самостоятельная деятельность детей:

1. Самостоятельная игровая деятельность.
2. Самостоятельная продуктивная деятельность.
3. Самостоятельная деятельность в книжном уголке и в уголке театрализованной деятельности.
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции, а именно:
1. Телевидение, видео - и аудио - техника, компьютеры вытеснили книгу из жизни детей.
2. Подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры.
Поэтому педагоги ДОУ в соответствии с ФГОС привлекают родителей к участию в реализации образовательной программы ДОУ, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.
При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия).
Задачи, стоящие перед педагогом ДОУ при подготовке детей к школе в процессе организации образовательной деятельности в образовательной области «Чтение художественной литературе» таковы:
1. Поощрять познавательную активность детей; организовать образовательную среду, стимулирующую познавательную активность.
2. Педагог опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение.
3. Педагог формирует устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства.
4. Уделяет внимание на обогащение словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической стороне речи, развитию диалогической речи в процессе общения ребенка с другими детьми.
5. Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания.
6. Вырабатывает потребность ежедневного общения с художественной литературой, учит детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.
7. Расширяет круг детского чтения за счет внедрения современных художественных произведений.
8. Создает литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портретов писателей, книг) .
Только при таком комплексном подходе можно получить тот результат, на который нацеливают нас ФГОС. А именно обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.
1. Во время пребывания в ДОУ развивать любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие вопросы, умение решать проблемные ситуации.
2. Любит наблюдать, экспериментировать.
3. Проявлять интерес к познавательной литературе, символам, схемам.
4. Уметь следовать образцу, правилу и инструкции.
5. Иметь общие представления об окружающем мире, о себе, о других людях, развивается наглядно-действенное мышление.
6. Уметь понимать и описывать изображенное.
7. У ребенка необходимо совершенствовать и обогащать речь, развивать речевой слух и формировать звуко - и слово - произношение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий