Выступление воспитателя
подготовительной группы Быковой Евгении Николаевны на педсовете №2.
Тема: «Чтение художественной литературы для
коммуникативного развития социализации детей совместной деятельности взрослых и
детей».
«Чтение
художественной литературы» в названии данной области Программы достаточно точно
отражена основная концепция, а именно - не ознакомлять детей с художественной
литературой, не заниматься литературным образованием детей, а ежедневно читать,
потому что «чтение - лучшее учение».
Чтение
художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и
потребности в чтении (восприятии) книг.
Через
решение основных задач педагогической работы:
•
ФЦКМ, в том числе первичных ценностных представлений.
•
Развитие литературной речи, а именно знакомство с языковыми средствами
выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной
литературы.
•
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия в единстве содержания и формы эстетического вкуса и формирование
интереса и любви к художественной литературе.
Прежде,
чем говорить об интеграции, хотелось бы напомнить вам, что же включает в себя
образовательная область «Чтение художественной литературы» или какого ее
содержание, а именно:
1.
Чтение наизусть индивидуально, в паре, в группе.
2.
Многократное чтение, рассказывание в разных условиях.
3.
Свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных
зрительных опор.
4.
«Оживление» иллюстрации, проигрывание сцены.
5.
Озвучивание, иллюстрирование и т. д.
6.
Совместное обсуждение услышанного, прочитанного, диалог с детьми.
Образовательная
область «Чтение художественной литературы» интегрируется со всеми
образовательными областями программы.
Наиболее
актуальны взаимосвязи:
1.
По задачам и содержанию
педагогической работы с образовательными разделами: «Коммуникация», «Познание»
и «Социализация».
-
«Коммуникация» (обогащение содержания
общения обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами
литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с
языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение
правил построения разных видов текстов, обогащение словаря).
-
«Познание» (формирование целостной
картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение
кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие
познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей
действительности).
-
«Социализация» (личностное развитие
детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным
морально- этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и
взаимоотношения в социуме).
2.
По средствам организации и оптимизации
образовательного процесса с образовательными разделами: «Музыка» и
«Художественное творчеств».
-
«Музыка» (использование музыкальных
произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления
эмоционального восприятия художественных произведений).
-
«Художественное творчество» (использование
средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области
«Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия
художественных произведений).
Отнесение
чтения художественной литературы в направление «Познавательно-речевое развитие»
не случайно. Интеграции между познавательно-речевым направлением и
художественно-эстетическим направлением, где художественная литература, являясь
видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного
возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с
направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности
восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с
помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях
и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая
и проживая прочитанное. Главная миссия области - воспитание в ребенке читателя,
который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является
определяющим в интеллектуальном и личностном (в т. ч. мировоззренческом)
становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и
передаче опыта, накопленного человечеством.
Вот
она интеграция не только самой области «Чтение художественной литературы» с
другими образовательными областями. Но интеграция происходит между
направлениями познавательно-речевым, социально-личностным и
художественно-эстетическим.
Дети
старшего дошкольного возраста воспринимают литературные произведения, а именно
как:
-
проявляют интерес не только к поступкам героев, но и мотивам поступков,
переживаниям;
-
проявляется у детей способность иногда улавливать подтекст;
-
осознаются некоторые особенности формы произведения.
Чтение
- условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Дошкольник
зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности
процесса чтения, способах, формах и степени выразительности.
Поэтому
важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области
Программы являются:
1)
формирование круга детского чтения;
2)
организация процесса чтения.
ФГОС
требует от педагогов решение образовательных задач в процессе: совместной
деятельности ребенка со взрослыми (в ходе режимных моментов, в непосредственно
организованной образовательной деятельности, а так же в процессе организации
детской деятельности т. е в самостоятельной деятельности детей.
Итак,
совместная деятельность взрослого и
детей:
1.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
-
Коммуникативная деятельность
(разговор с детьми, сочинение загадок);
-
Игровая деятельность
(театрализованные, сюжетно-ролевые и режиссерские игры;
-
Проблемные ситуации;
-
Продуктивная деятельность;
-
Музыкально-художественная деятельность
(различные виды театров).
2.
НООД
-
Игровая;
-
Коммуникативная деятельность (беседы,
рассказы, обсуждения);
-
Чтение;
-
Музыкально-художественная деятельность
(инсценирование);
-
Познавательная деятельность
(викторины и т. д).
Самостоятельная деятельность
детей:
1.
Самостоятельная игровая деятельность.
2.
Самостоятельная продуктивная деятельность.
3.
Самостоятельная деятельность в книжном уголке и в уголке театрализованной
деятельности.
Социологические
исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции, а
именно:
1.
Телевидение, видео - и аудио - техника, компьютеры вытеснили книгу из жизни
детей.
2.
Подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры.
Поэтому
педагоги ДОУ в соответствии с ФГОС привлекают родителей к участию в реализации
образовательной программы ДОУ, к созданию условий для полноценного и
своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.
При
формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую
очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка
(социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического,
так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными
принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на
изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности
организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение,
выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и
детей (а не в рамках регламентированного занятия).
Задачи,
стоящие перед педагогом ДОУ при подготовке детей к школе в процессе организации
образовательной деятельности в образовательной области «Чтение художественной
литературе» таковы:
1.
Поощрять познавательную активность детей; организовать образовательную среду,
стимулирующую познавательную активность.
2.
Педагог опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности,
как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение.
3.
Педагог формирует устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства.
4.
Уделяет внимание на обогащение словарного запаса, совершенствованию звуковой
культуры, образной и грамматической стороне речи, развитию диалогической речи в
процессе общения ребенка с другими детьми.
5.
Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание
художественных произведений, обсуждение их содержания.
6.
Вырабатывает потребность ежедневного общения с художественной литературой, учит
детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.
7.
Расширяет круг детского чтения за счет внедрения современных художественных
произведений.
8.
Создает литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки,
фондов (портретов писателей, книг) .
Только
при таком комплексном подходе можно получить тот результат, на который
нацеливают нас ФГОС. А именно обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста
оптимальный уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в
школе.
1.
Во время пребывания в ДОУ развивать любознательность, инициативность,
самостоятельность в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие вопросы,
умение решать проблемные ситуации.
2.
Любит наблюдать, экспериментировать.
3.
Проявлять интерес к познавательной литературе, символам, схемам.
4.
Уметь следовать образцу, правилу и инструкции.
5.
Иметь общие представления об окружающем мире, о себе, о других людях,
развивается наглядно-действенное мышление.
6.
Уметь понимать и описывать изображенное.
7.
У ребенка необходимо совершенствовать и обогащать речь, развивать речевой слух
и формировать звуко - и слово - произношение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий