вторник, 15 мая 2018 г.


Правильное питание – основа здоровья

Режим – это не просто дань порядку, это основа для здоровья ребенка. Когда малыш ежедневно кушает в одно и то же время, у него вырабатывается рефлекс на прием пищи в конкретный промежуток времени. Это провоцирует своевременную выработку пищеварительных ферментов и, соответственно, лучшее усвоение еды. Дневной рацион в детском саду составляется с учетом строгих гастрономических норм, разработанных и утвержденных Министерством здравоохранения. Независимо от индивидуальных вкусов и предпочтений малыша ему необходимо равное количество белков и жиров в день (около 68 граммов) и в четыре раза больше углеводов. В детском саду Ваш ребенок обязательно получит гарантированную норму полезных и питательных веществ. Ежедневно в меню мясо, хлеб, овощи, фрукты. Остальные продукты, такие, как рыба, яйца, творог или сыр подаются каждые 2-3 дня, обеспечивая недельный запас витаминов.
Ингредиенты для приготовления детских блюд проходят строгий контроль и обработку. Из кухонного ассортимента исключены всевозможные пищевые аллергены: острые специи, вкусовые добавки, нитраты. Это вовсе не означает, что малышам предлагают пресный рацион аскета. На столах ежедневно появляются свежие фрукты, овощи, ягоды, натуральные соки и другие продукты природного происхождения.
Полноценное питание предполагает разнообразие. Классика жанра – каша на завтрак, обогащается воображением повара. Во время второго завтрака малышам дают фрукты. В середине дня комплексный обед: первое, второе и компот, то есть суп, свежий салат, мясное или рыбное горячее, гарнир. На полдник кефир или йогурт с домашней выпечкой, на ужин овощной пудинг, котлетки, салатики. Одно и то же блюдо подается не чаще, чем один раз в неделю.
Поскольку жареные блюда увеличивают риск накопления холестерина, в детском саду используются только «безопасные» приемы приготовления пищи: варка, тушение или запекание в духовке.
Если у ребенка аллергия на тот или иной продукт, достаточно предупредить об этом воспитателя. Он проследит, чтобы этот продукт был исключен из порции.
Уважаемые родители!

Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Но если ребенка приходится приводить в детский сад  очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.
Говоря об организации питания детей в детском саду, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.
В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет, есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА!!!
(из книги В. Леви "Нестандартный ребенок")

НЕ ПРИНУЖДАТЬ

Поймем и запомним: пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть, - значит, ему в данный момент есть не нужно!
Если не хочет, есть только чего-то определенного, - значит не нужно именно этого! Никакого принуждения в еде! Никакого «откармливания!! Ребенок не сельскохозяйственное животное.
Уточнение. Пища, равнозначная лекарству (морковь, лимон, яблоко, молоко  и т. п. - по совету с врачом), может предлагаться более настойчиво, однако только таким образом, чтобы не вызывать неприятных эмоций. Изобретите игровой предлог, покажите пример, ярко, весело уговорите. Однако при активном нежелании, отвращении - не настаивать и не повторять предложений. Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания. 

НЕ НАВЯЗЫВАТЬ

         Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения.… Прекратить – и никогда больше!!!



НЕ УБЛАЖАТЬ

         Ничего сверх необходимого. Разнообразие - да, по возможности, но никаких изысков. Никаких пищевых вознаграждений, никаких мороженных, пирожных, конфеток и шоколадок за хорошее поведение или сделанные уроки, тем более за скушанный против желания завтрак или просто так. Еда – не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда – средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками Вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

НЕ ТОРОПИТЬ

«Ешь быстрее! Ну что возишься?! А ну, кто быстрее съест?». Еда - не тушение пожара. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить, то пусть лучше ребенок не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один не дожеванный кусок.

НЕ ОТВЛЕКАТЬ

         Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, не голоден.

НЕ ТРЕВОЖИТЬСЯ И НЕ ТРЕВОЖИТЬ

         Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставайте, не спрашивайте: «Ты поел? Хочешь есть?» пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так! «…А как же кормить?»
         Очень просто. Какое-то время еда должна быть в пределах досягаемости, на виду у ребенка. Если младенец, то дать грудь или бутылочку при появлении беспокойства. Если малыш, то безнасильно увлечь к столу, не удерживая, однако, если не хочет. Если ребенок постарше, то Вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть – все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.
   
Контроль качества питания

Одна из главных задач детского сада - это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и др. неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми  ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией.
Организация рационального питания детей во время пребывания в ДОУ является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности развития. Особое значение приобрело правильное дошкольное питание в последние годы с учетом того, что дети проводят все больше времени в ДОУ при весьма интенсивном характере процесса развития, а низкий социально-экономический уровень многих семей не позволяет им обеспечить детей адекватным питанием.
Детский сад – предприятие режимное. Это значит, что дети постепенно привыкают к режиму питания и уже это устраняет многие проблемы, связанные с нарушениями питания дома. Второй аспект – это коллектив. В коллективе ребенок начинает есть вместе со всеми «за компанию». И третий аспект: методы поощрения, игровые моменты для улучшения аппетита и приема пищи.

Основными принципами питания дошкольников  являются:

- максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов - мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.;
- обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд;
- внедрение в рацион специальных пищевых продуктов для дошкольного питания (в первую очередь из мяса, птицы, рыбы), повышение качества и пищевой ценности используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- корректировка рациона по белковому (за счет использования продуктов, являющихся источником белка с наибольшей биологической ценностью), жировому (за счет увеличения доли незаменимых полиненасыщенных – жирных кислот), углеводному (за счет уменьшения доли легкоусвояемых углеводов) и микронутриентному (за счет доведения содержания незаменимых микронутриентов в рационе питания до уровня физиологической потребности в них) компонентам, добившись существенного повышения его пищевой ценности;
- ограничение потребления поваренной соли как важнейшего фактора, вызывающего артериальную гипертензию, и выработка у детей привычки к умеренно соленой пище;
- прекращение использования кондитерских жиров и маргаринов, содержащих в себе трансизомеры жирных кислот, также являющихся фактором риска атеросклероза;
ограничение потребления такого психоактивного вещества, как кофеин, за счет уменьшения потребления чая и внедрения в рацион питания фито чаев из растительного сырья, которые служат источником незаменимых пищевых веществ, не содержат кофеина и других алкалоидов чайного листа;
- увеличение потребления пищевых продуктов с пробиотическим действием - молочных продуктов с жизнеспособной микрофлорой;
- увеличение потребления пищевых продуктов – источников пищевых волокон (клетчатки).
Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание. Растущий и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. Как недостаточное, так и избыточное одинаково вредно для здоровья ребенка и может привести к расстройству пищеварения, нарушению обмена веществ, снижению сопротивляемости организма, к замедлению не только физического, но и психического развития. В детском саду этому вопросу уделяется огромное внимание. С этой целью в детском саду организовано 4-х разовое питание с уплотненным полдником. Учреждение работает по новому 20-дневному меню. В питании детей используются пищевые продукты, обогащенные незаменимыми микронутриентами, как йодированная соль, витаминизированное молоко, быстрозамороженные овощи, витаминизированные сорта хлеба, витаминизированные соки, кисели и напитки.
В меню наших воспитанников детских включено 5 приемов пищи:
·        - завтрак: чередуются молочные каши, зерновые завтраки, омлет, творожный пудинг;
·        - 2 завтрак: натуральный сок. фрукты;
·        - обед: салат, первое блюдо, второе блюдо, напиток;
·        - уплотненный полдник;
·        - ужин.

Новый рацион питания гораздо более разнообразен.  В основном блюда не повторяются более одного раза в течение 20 дней. 
Меню составлено таким образом, что продукты, имеющие наиболее высокую пищевую и биологическую ценность, детям дают на завтрак и обед, поэтому воспитанники, которых родители забирают раньше, тоже их получают.
Питание детей сбалансированно не только по макро нутриентам (белки, жиры, углеводы), но и по микронутриентам (витамины и минеральные вещества). Достигается это как за счет использования продуктов - естественных источников витаминов, так и за счет обогащенных ими продуктов.
В новом рационе питания широко используются продукты, обладающие повышенной пищевой и биологической ценностью, что позволяет скорректировать пищевую ценность рациона по содержанию микронутриентов и сформировать у детей привычку к употреблению таких продуктов.
Новое меню предусматривает применение молока, обогащенного комплексом витаминов и минеральных веществ. Отметим, что молоко – продукт, идеально подходящий для обогащения в качестве средства коррекции пищевого дисбаланса.
Рацион питания богат свежими овощами и фруктами. Для того чтобы их разнообразный ассортимент присутствовал на столе дошкольников круглый год, предполагается широкое использование свежезамороженных овощей, плодов, ягод, которые благодаря современным технологиям сохраняют пищевую ценность. В качестве напитков в новом рационе питания также присутствуют разнообразные соки, витаминизированные напитки.
Сладости в новое меню введены ограниченно и только витаминизированные, потому как обычные сладости – это не более чем “пустые калории” –  источник энергии, получив которую ребенок ощущает насыщение и отказывается от других более полезных продуктов. Иными словами, конфеты и другие кондитерские изделия вытесняют из рациона питания продукты высокой пищевой ценности.
Ассортимент блюд и кулинарных изделий, на основе которого сформировано примерное меню, включает в себя только те блюда и кулинарные изделия, которые по рецептурам и технологии приготовления соответствуют гигиеническим требованиям и научно обоснованным гигиеническим рекомендациям в части питания детей дошкольного возраста. Новый рацион питания последовательно учитывает принципы щадящего питания, в соответствии с которыми в процессе приготовления пищи продукты не подвергают жарке и пассировке, исключается добавление острых приправ, супы готовятся только на мясном бульоне или вегетарианские.
Таким образом, организуя правильное питание ребенка в раннем возрасте, приучая его к различным видам пищи, можно формировать правильные вкусовые привычки, создавать рациональный стереотип питания ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.
Основными задачами дошкольного учреждения являются обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, но первоочередная задача: охрана жизни и укрепление здоровья детей.                     

Комментариев нет:

Отправить комментарий