четверг, 1 марта 2018 г.

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок»

стихотворение В. Крестова: «Тепличное создание».

Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, печаль и грусть:
«Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боюсь, а вдруг сквозняк?
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя…
Не мальчик, словом, а страданье».
Вот так порой мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов - богатырей.

Все мы с вами задаемся вопросами такого рода: здоровый, крепкий и развитый ребёнок, как добиться этого? Что для этого делаем мы? Как укрепить здоровье детей? Как избежать болезней?
Давайте сначала дадим определение термину «здоровье». Здоровье - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия.
А термин «здоровая семья» - это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.
Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это - первый коллектив ребёнка, естественная среда, где закладываются основы будущей личности и здоровья ребенка.
Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью переносятся во взрослую жизнь во вновь созданную семью. Поэтому необходимо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, чтобы личным примером демонстрировать здоровый образ жизни.
Рассмотрим основные компоненты здоровья, позволяющие при правильном использовании оставаться нашим детям здоровыми и жизнерадостными.
1. Соблюдение режима дня.
Режим дня - это чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, которое должно соответствовать возрастным особенностям детей. Домашний режим в выходные должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок не следует нарушать без серьезной причины. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.
В выходные дни следует больше проводить времени на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.
Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.
Сон - это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, увеличивается его кровоснабжение и потребление кислорода.
Дневной сон - это своего рода передышка для детского организма. Если ребенок днем не спит, надо выяснить причину и постараться ее устранить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна. Помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.
Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка. В детском саду каждое утро обязательно проводятся комплексы утренней гимнастики. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями. Утренняя гимнастика - первый шаг к здоровью.
2. Правильное питание.
Питание дошкольника должно быть сбалансированным. Оно должно значительно отличаться от нашего ежедневного рациона, ведь его пищеварительная система еще только формируется. Его рацион должен включать в себя только легкоусвояемые компоненты.
Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:
Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.
Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо.
Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:
• молоко (с учетом, идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты
• творог
• сметана
• твердый сыр
• масло сливочное
• обязательно растительное масло
• мясо
• рыба
• яйцо - 1/2
• сахар (с учетом кондитерских изделий)
• пшеничный хлеб
• ржаной хлеб, крупы, макаронные изделия
• картофель
• различные овощи
• фрукты и ягоды

3. Оптимальный двигательный режим в семье.

Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни.
Основные правила:
• Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательной активности.
• Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
• Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
• Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

4. Закаливание.

Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце.
Виды закаливания:
• Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру.
• Ножные ванны - действенный способ закаливания, поскольку ноги наиболее чувствительны к охлаждению.
• Прогулки на свежем воздухе - можно использовать велосипед, лыжи, ролики.
• Солнечные ванны - оказывают на детский организм укрепляющее действие, усиливает обмен веществ, сопротивляемость организма к заболеваниям.
• Купание в водоемах - купание в летнее время, в безветренную погоду при температуре воды 22-23 градусов, при температуре воздуха 25-26 градусов.

5. Соблюдение личной гигиены.

Гигиеническое воспитание дошкольников - это часть всеобщего воспитания ребёнка. Такое воспитание в большинстве случаев строят, учитывая формирование условных рефлексов у ребенка. В этом случае, очень важная роль отводится родителям, ведь дети подражают взрослым. Именно поэтому правильное гигиеническое воспитание будет эффективно только в том случае, если взрослые из ближайшего окружения ребенка своим поведением будут их подкреплять.
Гигиеническое воспитание дошкольников, очень ответственный этап в развитии и становлении ребёнка как личности. Ведь на этом этапе закладываются основы для существования ребёнка в социуме.

6. Положительные эмоции.

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении.
Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться - подкрадывается грусть. Нахмурились - начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись - помогли другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом - вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка.
Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится, воспринимается, слышится. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.

7. Здоровьесберегающие технологии.

Дома со своими детьми чаще используйте паузы покоя:

- посидим молча с закрытыми глазами;

- посидим и полюбуемся на горящую свечу;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку.

Для укрепления зрения используйте зрительные паузы:

- закрыть и открыть глаза;
- посмотреть вдаль и на предмет рядом.

Для снятия эмоционального напряжения полезны эмоциональные разминки:

- похохочем;
- покричим так, как будто кричит огромный, неведомый зверь.

Для развития и укрепления мышечной системы необходимы физические минутки:

- потянуться как кошка;
- поваляться как неваляшка;
- поползать как змея без помощи рук.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.
А также для развития мелкой моторики рук, стимулирования развития речи нужно использовать комплексы пальчиковых гимнастик и самомассажа.

























Практическая часть.

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам разделиться на творческие группы. Задание «Угадай интонацию»
Первая команды получают на листочках фразу и название интонации, с которой эту фразу, надо сказать. Вторая команда угадывает интонацию, а потом вторая команда получает задание, а первая угадывает.
- Дай мне поиграть с мячом (как просьба; как требование; как угроза);
- У меня всё равно ничего не получится (как отчаяние; как вызов; как каприз).
Задание «Ромашка здоровья»
На мольберте размещена жёлтая серединка ромашки, на ней по кругу написаны начало пословиц о здоровье. У команд одинаковое количество лепестков, на которых надо написать продолжение пословицы и прикрепить лепесток к ромашке.
- В здоровом теле - здоровый дух;
- Береги платье с нову, а здоровье с молоду;
-Если не бегаешь пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь;
- Курить - здоровью вредить;
- Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья;
- Чистота - залог здоровья.
Часто родителей раздражает чрезмерно двигательная активность детей. Не спешите с запретами, помните, что движение является биологической потребностью растущего организма. Как сделать, чтобы ребёнок хотел двигаться?
Прежде всего, создайте условия! В распоряжении малыша должны быть разнообразные игрушки, пособия (каталки, машины, ящики и коробочки, дорожки из клеёнки, надувные брёвна, мячи, велосипед, лыжи, коньки, ролики). Движения требуют пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться.
Необходимо делать вместе с детьми утреннюю гимнастику, так же проводить специальные занятия, привлечь ребёнка к участию в подвижных играх. Игр существует великое множество.
Задание «Кто больше?»
Обеим командам предлагается вспомнить из детства как можно больше подвижных игр, выигрывает в этом конкурсе тот, кто больше назовет игр.

Уважаемые родители, а Вы готовы ответить на наши вопросы? (надувные шары, в каждом записка с вопросом). Воспитатель бросает воздушный шарик родителям. Поймавший, прокалывает шарик и отвечает на вопрос:
- Что значит здоровый человек?
- Что такое «здоровый образ жизни»?
- Какие вредные привычки детей плохо влияют на их здоровье?
- Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы? и т. п. (другие родители могут дополнять и высказывать своё мнение по заданному вопросу).
А теперь я предлагаю Вам поделиться своим жизненным опытом. У меня в руках мяч, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, продолжает моё предложение. А предложение будет у нас одно для всех: “Мой ребёнок будет здоров если я…”.
По данным исследований, проведенных в России, здорового образа жизни придерживается только 1 % российских семей. О ком можно сказать: «Он (эта семья) ведет здоровый образ жизни» отсутствие вредных привычек рациональное питание систематические занятия физической культурой профилактика заболеваний (закаливание, соблюдение элементарных гигиенических и санитарных правил, прием проф. препаратов в период подъема заболевания) соблюдение режима дня ответственное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей.

Педагогические ситуации.

Ситуация 1. Миша (5 лет) - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму. Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот из клубники. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, и ещё с котлетой я люблю картошечку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку, первое, второе и третье, не капризничать, а есть, что дают. Мальчик твердо стоит на своём: «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено». Миша не отступает: «Сначала я буду есть компот. Прямо сейчас. А твою котлету - после. И без гороха». Мама рассердилась и решительно берётся за дело: начинает сама кормить мальчика супом. Он выплёвывает его прямо на рубашку. Мама разъярённо кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!» Миша отталкивает тарелку и при этом проливает часть супа на стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая: «за что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот…».
Мама не должна была ставить на стол одновременно все три блюда и предоставлять, таким образом, ребёнку возможность выбора. Когда мама увидела, что Миша, образно говоря, полезть в бутылку, лучше было частично пойти ему на встречу, разрешить, например, отпить глоток компота до еды, но не акцентировать на этом внимания. Например, сказать: «Ну, отпей компот, но немножко, чтоб потом осталось чем запить обед» или «отпей четверть стаканчика - это знаешь сколько? Это половинка от половинки стакана». Разумеется, что такие уговоры и разговоры за столом не вполне уместны. Но все же это лучше. Чем ссора и конфликт.

Ситуация 2. Посмотрим, как обедает капризница Таня, которой тоже 5 лет. Ей предложили молочный суп, курицу с рисом и морс. Она с недовольным видом отворачивается от стола: «Не хочу суп!» бабушка, всплеснув руками: «Танечка, он такой вкусный, тёплый, кушай, а то остынет. Таня: «Я не люблю тёплый. Я вообще не хочу». Бабушка приводит ещё немного аргументов в пользу «тёплого и вкусного супа», который, тем временем, остыл. Танечка брезгливо опускает, наконец, ложку в суп и говорит: «Фу, пенки…Я не могу пенки, у меня они в горле застревают». Бабушка, немного поохав, быстро разогревает для девочки бульон.
Т а н я. Я такой суп не буду!
Б а б у ш к а (в отчаянии). Ну, что же ты будешь?
Т а н я. Я ничего не буду. Раз у нас нет супа. Я хлебушек буду (с почёркнуто грустным видом жуёт хлеб).
Бабушка не может этого вынести: «Танечка, давай насыплем в супчик вермишели. Ты сама насыплешь, и будет вкусно-вкусно». Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня засыпает его вермишелью, ей это интересно. Она радостно говорит: «Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться! Они плавать будут…» Бабушка воодушевлена - ей, может быть удастся заставить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал. «Я не хочу-у-у су-у-пу-у. - тянет она, - я не люблю суп…». Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает сказку - все бесполезно: Таня отворачивается, плачет. Удаётся «впихнуть» в неё только несколько ложек. После этого суп убирается, и та же история повторяется с курицей.
Со стороны Таниной бабушки было бы лучше не предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка согласится на что-то, а решительно лишить её обеда. Но бабушка вряд ли в силах проявить такую решительность. Поэтому нужно было уговорить её съесть, но уж никак не идти на поводу у капризного «не хочу».
Таким образом, мы с вами пришли к единогласному выводу, что добиться положительных результатов в процессе формирования у детей устойчивой привычки к ЗОЖ можно только в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи. И сотрудничество это должно строиться на взаимоуважении и взаимодоверии.
Каждый день жизни ребенка должен быть началом укрепления его здоровья. Помните об этом уважаемые взрослые. Если мы регулярно занимаемся физкультурой и спортом, соблюдаем режим, правила гигиены, сбалансировано питаемся, то и дети, глядя на нас, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физкультурой и спортивными играми, вести ЗОЖ.
Здоровый образ жизни не является чем-то сложно выполнимым, просто будьте логичны в своих поступках и решениях по отношению к режиму ребенка.
И хотелось бы мне закончить наше сегодняшнее собрание с одной притчи. «В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жила его жена, престарелая мать и его дочь - взрослая девушка. Однажды, поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и пошел открывать дверь. На пороге дома стояли трое: «Как вас зовут?», - спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом.» Мужчина задумался, и сказал «вы знаете, у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить здоровье, жена настаивала на том, чтобы пусть в дом богатство, а юная дочь захотела впустить любовь. Женщины очень долго спорили между собой, и когда мужчина открыл дверь, за порогом уже никого не было».
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И здоровье, а значит и любовь с богатством найдут приют в вашем доме (думаю, все согласны со мной, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке). Результатом здорового образа жизни ребенка является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорится: «В здоровом теле - здоровый дух».

Комментариев нет:

Отправить комментарий